Сделать свой курс не сложнее, чем написать книгу. Сидишь и фигачишь, фигачишь, фигачишь. Иногда пьешь. Волшебной таблетки нет, но есть чужой опыт с которым можно свериться, а то и вытащить оттуда полезные приемчики.
«К моменту курса у меня была сборная солянка материалов о том, что мы рассказывали друг другу на работе. Было много презентаций и материалов с продуктона. Что-то было из моих докладов на конференциях, что-то из моей практики стартапов в студенчестве».
Рискнем предположить, что похожая база материалов есть у каждого более-менее активного в своем сообществе специалиста. Выступления, статьи, инструкции, наброски… Короче, разные артефакты, свидетельствующие о неодолимом желании человека делиться своей экспертизой с миром.
Плохая новость тут только одна. Использовать эти материалы «в лоб» при создании курса, как правило, не получается. Значит в какой-то момент придется сесть и зафигачить всё от начала и до конца.
«На базе того, что я тогда делал, я собрал отдельную двухчасовую презентацию. Иногда оказываю услуги своим клиентам, обучаю их менеджеров. Когда мы готовили 5-6 лет назад презентацию, все было ровно также как сейчас! Эта тема все еще актуальна на сегодняшний день. И то, что делаю я — такому вроде как никто и не учит, я искал».
У нас нет оснований не верить респонденту. Действительно, некоторые куски знаний, особенно когда дело касается двухчасовой презентации, остаются актуальными и пять, и десять лет. Но такой случай скорее исключение.
«[...] в какой-то момент нас с коллегами позвали преподавать в университет. [...] Мы разбили все на темы и зафигачили презентаций, которые иногда пополняем новыми кейсами и используем до сих пор. Это не только моя работа, но еще и нескольких человек. Этот курс мы все еще ведем раз в полгода-год».
Плюсы такого энергосберегающего подхода очевидны, а вот про грабли хочется чуть подробнее.
Преподаватель — тоже человек. Он узнает новое, переосмысляет старое, получает какой-то опыт в своей специальности и в преподавании.
Какое-то время пожить на старых материалах можно, но со временем они устареют. Не столько кейсами, сколько общей структурой изложения.
Кстати, вы обратили внимание на то, что курс, упоминаемый этим респондентом, — коллективная деятельность?
«Каждый раз я перерабатываю материалы. В последний раз для каждого занятия я готовила материалы часа по 4-6 на каждую презентацию. И это при том, что у меня были наработки, делала не с нуля. Но я очень хотела выпендриться и сделать очень красиво. Вообще обычно часа 1,5-2 уходит на презентацию, материалы к которой уже есть. И до 6 часов если нужно чем-то дополнить или перекроить последовательность».
Весьма реалистичные цифры, если сравнивать с нашим опытом, и очень показательно как «желание выпендриться» увеличивает время подготовки в несколько раз.
«На подготовку двух лекций я потратила недавно два полноценных рабочих дня. Нужно освежить знания, посмотреть, что и как изменилось, что произошло в мире, пересобрать материал, добавить иллюстраций и оформить. Информация у нас устаревает полностью за год. Но 50-70% информации мне все таки удается переиспользовать. Остальное всегда обновляется»
Есть лайфхак. Не универсальный, но рабочий. Использовать каждое выступление для того, чтобы самому что-то узнать, уложить в голове, научиться. И вот ты уже не 8 часов готовишь занятие для студентов, а 8 часов занимаешься самообразованием, а потом бонусом выходишь на сцену. Иногда это помогает смириться с неизбежной долгой подготовкой к выступлению перед студентами.
На сладкое мы оставили самые профессиональные, как нам кажется, схемы работы с учебными материалами.
Конечно, это не готовые инструкции, но мы верим, что вдумчивый читатель догадается, что из этого можно утащить себе в копилку.
«Я считаю, что нужно все таки индивидуально подходить к организации. Я довольно долго готовлюсь к такому обучению, чтобы понять, что именно больше всего хромает у компании».
Такое обучение, фактически, объединено с консалтингом. Выяснить «слабые места» и закрыть их с помощью тренинга. Здесь хорошо видно, как роль преподавателя из носителя знаний трансформировалась в диагноста. Любопытно, что про эту диагностическую функцию преподавателя говорят предательски мало.
«Я заранее запрашиваю типовую форму договора, судебные акты за 3-5 лет, типовые проблемы, вопросы менеджеров. Презентация формально не меняется, но акценты рассказа — да».
Лайфхаком это не назвать, слишком трудоемко для простого решения. Но на бест практис тянет.
Результат диагностики — не отдельная принципиально новая программа, а расстановка акцентов.Т.е. преподаватель задает некоторые рамки, исходя из своей экспертизы, а дальше уже расставляет акценты, опираясь на реальную потребность компании или слабые места студентов.
«Сложно сказать, сколько бы у меня заняла времени подготовка, если бы не было бэкграунда. Я просто собрала все это в одну большую презентацию, которую дополняла после каждой пары. Я готовилась на одну пару вперед. А в самом начале была только структура о чем я хочу рассказать в целом».
Здесь сразу несколько важных моментов.
Первый, безусловно, бэкграунд. Т.е. специалист опирается на свою недюжую экспертизу.
Второй — не «просто собрала», а все-таки вначале была структура. Для себя мы называем это «рамка учебного материала», а сам подход — «отгрузка курса с колес». Когда структура существует независимо от наполнения, это здорово экономит время и силы на подготовку и, главное, на переделку.
«Мне помогает, когда я делаю материалы не одна, а с кем-то. Или могу обсудить, предварительно показать наработки».
Тысячу раз да. Учебные материалы противопоказано создавать в одиночку.
Сложно фигачить и удерживать в голове реальный уровень аудитории. Сложно фигачить и думать про то, что студент будет пытаться извлечь из всего практическую пользу. Высок риск сделать идеальное бесполезное, а потом глубоко разочароваться, не обнаружив вокруг восторженной толпы.
На этапе первой версии, набросков — нужен лояльный читатель, который сможет корректно указать на неидеальные места. Еще лучше, когда эксперт отгружает свою экспертизу не сразу конечному потребителю, а через мозг коллеги. Если хотя бы один человек смог осознать и переработать — это уже что-то да значит.
И еще важно иметь смелость выкатить несовершенный курс на аудиторию. Результаты впечатляют. Там где казалось, что мы слишком все переусложнили, студенты идеально справляются с задачами. Там где мы изящно шутили — недоумевают, к чему весь этот балаган. Там где выводили нюансы и тонкости, игнорируют.
Мы так или иначе были в ситуациях, описанных всеми респондентами. Сейчас пришли к тому, что после серии брейнштормов у учебного модуля появляется рамка. На рамку нанизывается контент — разжеванная теория, примеры, задачи. Первая версия отгружается «с колес», по обратной связи модуль совершенствуется.
Иногда — пересобираем полностью. Звучит внушительно, но при наличии отдельно прописанной структуры это не слишком ресурсоемкое занятие.
А как у вас?
8
нормальное число, чего вы