Заметки по ходу исследования
Один из барьеров, мешающих специалисту в чем бы то ни было делиться своим опытом, — нежелание пересказывать в стотысячный раз то, что уже сказано другими. А как же без основ? Не поймут же!
Все бывает еще хуже. Специалисту кажется (порой — небезосновательно), что другими по его теме сказано не совсем то и не совсем так. От необходимости объяснять таблицу умножения сводит зубы, от чтения чужих объяснений вытекают глаза.
И самому неохота рассказывать, и ссылку не на кого поставить.
Концепция того, что знания сразу должны быть правильными и системными, несостоятельна. То есть вполне нормально, чтобы человек сначала узнал про то, что земля плоская и стоит на трех китах, а потом заменил этот кусок своих знаний более современным представлением о строении планет. Важна не столько чистота знаний, сколько сам фокус на той или иной теме.
Ученые любят этим развлекаться. Придумают себе какой-нибудь газ теплород и давай использовать его в вычислениях. А что, так можно было?
Смело оставляйте за кадром то, про что сказано сотни раз, даже если вы не согласны.
Вторая ловушка при попытке изобразить что-то образовательное — это включение режима «расскажи всё, что знаешь». Не дай бог еще захочется систематизировать, и все, пиши-пропало.
«Расскажи всё» обычно тянет на годовой курс для ВУЗа. Скорее всего, на такую масштабную работу нет ни времени, ни места.Хотелось статейку написать, а тем набралось на книгу. Хотелось мастер-класс провести, а получается цикл лекций.
Вставим ремарку и про студента. Пережевывание сто раз читаного бесит неимоверно. Поверхностность (результат упихивание всего опыта эксперта в трехчасовой вебинар) навевает скуку. Отсутствие практичности утомляет.
И усугубим тезисным обозначением еще одной проблемы: «Мне кажется, что мне нечего рассказать этому миру». Вообще-то есть.
Если зачесалось поделиться своими знаниями или заставили на работе, то алгоритм очень простой. Он состоит из двух шагов.
Тезисно выписать всё, что кажется важным и нужным.
В том самом формате «расскажи всё, что знаешь» и в режиме мозгового штурма. Без оценок, без систематизации.
Те, про которые предательски мало говорят в профессиональном сообществе. Те, которые кажутся вам наиболее критичными.
Одну, три или десять — зависит от масштабов вашей образовательной затеи. Для статьи хватит и одной, для мини-курса пригодится десяток.
Всё. Если вы удержались от систематизации и смогли сфокусироваться на выбранной теме, почти наверняка у вас получится достаточно уникальный и в меру авторский учебный материал.
1. Многочисленные статьи-курсы учат писать коммерческие тексты. Крайне редко (мы ни разу не видели) в таких материалах присутствует тема «как писать однообразные тексты на потоке и не сойти с ума».
2. В дизайне интерфейсов сплошь и рядом используют сценарии для проектирования. Но редко рассказывают про то, как те же самые сценарии использовать для презентации коллегам/заказчику, чтобы обсуждение было конструктивным.
3. По теме качественных исследований уйма материалов, но попробуйте там найти конкретные рекомендации, как делать эти исследования быстро.
Еще один лайфхак. Прочитанная статья забывается за 15 минут, если с ней ничего не сделать. Дело ваше, но мы рекомендуем попробовать такое упражнение.
8
нормальное число, чего вы