Нас несколько раз просили рассказать, как мы проводим кастдев. Если кто не в курсе новых модных слов, то так теперь называется (неправильно) структурированное продолжительное интервью с клиентом.
Рассказываем. Никакой магии нет. Есть важные ключевые точки. Одна из них — уделять достаточное внимание каждому интервью в отдельности, а не только обобщенным данным.
Мы настоятельно рекомендуем не дочитывать статью сейчас, а сразу посмотреть, как интервью выглядит глазами исследователя.
Да и вообще ссылкой можно ограничится. Поверьте, внимательное чтение настоящей расшифровки живого разговора с интересным человеком даст вам больше, чем советы и комментарии ниже.
Комментарий для зануд. Содержательный разговор с одним респондентом не претендует на звание мини-исследования, интервью всегда проводится несколько штук. Однако даже одна расшифровка содержит приличную дозу новой информации и, главное, пищу для ума, если этот ум есть.
Пояснение для неуверенных. Интервью читают. Нет, не только исследователь, а еще как минимум 2-3 человека из команды чего бы там ни было. Если не читают — это тревожный звоночек о том, что команда (коллега, руководитель, директор) уверенно игнорируют реальность. Бегите!
Частая реакция здорового человека на расшифровку интервью — «ого, сколько нового мы узнали».
К счастью, когда мы в «Собаке» проводим исследования для клиентов, то наблюдаем эту реакцию часто.
У документа с расшифровкой нет счетчика прочтений, зато цифры есть у видеозаписей юзабилити-исследований. Наш рекорд — несколько десятков просмотров первого в исследовании видео. То есть заказчик не просто глянул, что всё в порядке, а смотрел сам, давал посмотреть коллегам и пересматривал на сон грядущий.
Вернемся к интервью. Вот мы поговорили с человеком вживую или по видеосвязи и сделали расшифровку. Некоторые из нас обладают навыком писать подробный конспект на ходу. Плюсы — заметная экономия времени, минусы — часть второстепенной информации можно потерять, сложнее вести беседу. Другие наши коллеги сначала делают запись, а потом уже отдельным этапом расшифровывают ее в спокойной обстановке.
Мы не отдаем расшифровку на сторону, а делаем ее сами. Это позволяет сразу в процессе слегка причесать и структурировать текст, вырезать не относящееся к теме, убрать эканье-мэканье и шиканье на кота. С дословной расшифровкой, которую делает транскрибер, нельзя сразу работать со смыслом, все равно ее приходится вычищать и причесывать.
Основной инструмент — Гугл.Документы. Из-за этого большая часть интеллектуальной деятельности не отражена в красивых документах и схемах. Работа происходит в голове, на листочках и в файлах, чье содержимое понятно только автору.
Для этой статьи мы специально сверстали интервью в Notion, чтобы встроенными средствами оформления продемонстрировать работу мозга исследователя.
Специальные инструменты искали. Это либо академические монстры для научных исследований по цене Теслы, либо сервисы, чья стоимость не покрывается плюсами по сравнению с Гугл.Документами.
Что делает исследователь
Что делают все остальные
Если интересна дальнейшая судьба интервью — дайте знак, расскажем. А сейчас безо всяких выводов предлагаем вам потрогать лапкой нашу работу. А именно — прочитать и прокомментировать все, что показалось интересным. Ну или вы зря это читали :)
8
нормальное число, чего вы